Translate

среда, 1 июля 2015 г.

Etsy: 2 стратегии развития магазина

Статья будет полезна тем, кто уже есть на сайте и попробовал там что-то делать. Сразу оговорюсь, что терминология не призвана никого обидеть.

Горячие споры на фейсбуке часто становятся точкой отсчета каких-то систематизированных выводов. Как вы уже поняли, я люблю аналитику и считаю весь мир просто большой сложной системой.

Речь идет о путях развития магазина в рамках площадки Этси. Те, кто уже ступил на неё, знают, насколько разительно она отличается от всех наших местных, больших и малых площадок для продажи хендмейда.


И поэтому на мой взгляд можно жестко поделить магазины на 2 условные группы - делением будет выступать выбор тактики и стратегии их развития.

1. Пассивный путь - это выбор 90% магазинов. Может чуть меньше, может чуть больше... периодически на пассивный путь уходят бывшие активники. Не все из пассивников добиваются успеха, есть те, у кого его нет совсем, а есть успешные магазины. 
Основная черта - ждут продаж, занимаются заполнением магазина, мало рекламируют себя.


2. Активный путь - это те оставшиеся 10-12% магазинов. Не все из них добиваются успеха,  но тут % успеха выше, пусть и мгновенного. Активники жесткие. Со временем все приобретают некую жесткость, а почему - это можно понять лишь в утомительном процессе раскрутки магазина. Среди активников встречаются яркие неприятные субъекты чаще, чем среди пассивников.

Основная черта - улавливают на лету, изобретательны, уделяют большое кол-во времени рекламе.  Для них рукоделие - это не релакс, продаж они не ждут, а вызывают их сами. Обычно активники - молчаливые одиночки в чатах, или группируются небольшими стайками "по интересам," это те, кто создает группы, фаватоны, активные участники игр на лайки, продвигают себя во всех возможных соц. сетях и вообще ощущение, что эти люди не спят и не едят, они есть как бы всегда и везде.

А теперь о том, почему они разные....


Маркетинг

Когда ты заводишь магазинчик на Этси, ты обязуешься выполнять сразу много функций. Ты как корпорация, только один. 

Если вы группа рукодельников (студия) - то вам и проще и сложнее одновременно, т.к. вы будете должны грамотно распределить обязанности и занятость всех своих членов так, чтобы быть в выигрыше.

В ваши обязанности входят:
- нахождение своей собственной ниши и аудитории
- изготовление качественного продукта
- изготовление актуального продукта - такого, который захотят покупать много
- знание иностранного языка (в идеале начиная от среднего уровня)
- время на ваш магазин
- закупка материалов
- подробные описания изделий
- заполнение правил магазина
- замеры изделий
- качественные, понятные фото изделий с разных ракурсов
- владение социал-медиа (научиться можно в процессе)
- грамотный пиар своих изделий
- упаковка изделий
- отправка изделий
- гарантии возврата/замены в случае потери, повреждения, обратной доставки
- быстрота реагирования на вопросы клиента
- вежливость

Многие пассивники забывают о том, что Этси - это площадка для продажи. Площадка. Не они лично шьют кукол, лепят бананы и вяжут трусы со слониками - всё это делают владельцы магазинов внутри этой площадки. За выставление работы, когда кончаются 40 бесплатных листингов, приходится платить 20 центов, а также существует процент с продажи. На Этси около 13-17 000 продаж в час, в час пик и перед Рождеством от 22 000. Посчитайте, сколько они заработали уже на одних только выставлениях листинга. Свою задачу - предоставить площадку, какую-то рекламу в гугле, крафт-пати и пиар по Европе они выполняют. Возможно, не так усердно как бы того хотелось владельцам магазинов, но упрекнуть их в закостенелости как Ярмарку Мастеров нельзя. Задачи площадки выполнены. Дальше магазины живут - кто как может и умеет.

Что дальше? Почти 32 миллиона товара на сегодня. И владельцы магазинов, все до единого, надеются, что их покупатели найдут. А затем у них купят. Подпишутся на магазин, и будут возвращаться снова и снова. И снова. Ну, вы уже наверное поняли, что такие совпадения даже для огромных успешных магазинов не столь частые - очень часто покупатели не возвращаются. Потому что 32 миллиона товара. Забыл пароль/логин от своего покупательского аккаунта. Или просто ему было нужно один раз то, что есть у вас. Или у Маши дешевле в 2,5 раза, а у Пети - локация в том же городе, а у тебя и Маши нужно доставку ждать 2 недели. И он купит у Пети, близко, и еще дороже, чем у тебя и Маши - потому что нужно срочно.

И их можно понять. Я тоже покупатель на Этси, и я редко возвращаюсь снова, т.к. мне не всего нужно в больших количествах.

Иногда мы забываем, что за нас не Этси должно придумывать название и теги, а мы сами.

В общем-то, когда все мило общаются о погоде или котиках, споры возникают редко. Но иногда, если задета больная тема, общение с мастерами может напоминать поле боя. Люди делятся на тех, кто ждет продаж, и на тех, кто их вызывает. 

Методы есть разные: платная реклама, сбор лайков, пиар в соцсетях, просмотры, акции, скидки... любые методы хороши, если всё просчитать и использовать это с умом. Не бездумно, как многие, т.к. это всегда ведет к разочарованию. Свои шаги нужно взвешивать и просчитывать.

Обида пассивника

Как я уже говорила, большинство магазинов выбирают пассивный путь развития. Это вовсе не значит, что он провальный. Может показаться, что я отношусь к пассивникам предвзято в своих письменах, но это не так: на себе я испытала обе роли, и с опытом пришло понимание, что для каждой стратегии есть своё оптимальное решение.

Обида пассивника - это выглядит примерно так (утрировано): "Я, супер-мега крутой мастер, занимаюсь рукоделием 20 лет, моё мастерство совершенно, а материалы для моих работ произведены на самых лучших фабриках мира, качество идеально, у меня шикарные фото, и я настолько популярна, что мои идеи постоянно воруют и плагиатят мерзкие подражатели, почему у меня нет продаж, а у Маньки с её жуткими желтыми фотками и посредственными поделками бизнес идет в гору? Мир несправедлив, плагиат, перепродажа, безвкусица, меня никто не ценит и не замечает, а ведь мои работы круче в 100500 раз! Жизньболь всётлен!"

Ну... звиняйте, где-то так )) На самом деле, всё логично объяснимо, и праведный гнев насчет качества/сложности/мастерства встречается очень часто открыто, как например на Ярмарке Мастеров, куда я иногда захожу, чтобы поужасаться "толерантностью" комментариев под МК. Это видимо какой-то "русский стиль", возмущаться тем, что у кого-то работа менее сложная, чем твоя, но твою не покупают, а вот "фигню" - да. И еще, что в МК нет ничего нового и полезного (для меня), поэтому этот МК - какуля.

На самом деле, кто в каком стиле работает и с каким материалом - сугубо личное дело каждого, мне бы не пришло в голову указывать постороннему человеку, если мне не нравится его стиль исполнения. Если у него есть продажи, значит это кому-то нужно и его стиль кому-то нравится, ну а на моих пристрастиях свет клином не сошелся. Это всем нужно помнить, когда мы оцениваем чужую работу. А также то, что всё приходит с опытом и практикой, белошвейкой не сразу становятся.

Еще один, главный этап обиженности пассивников - это синдром большевика. Что это за фишка? Проявляется у некоторых особей в момент, когда они узнают или идет активное обсуждение того, чем заняты активники - это реклама, лайки, соцсети и т.д. Раньше у пассивников хорошо подгорало (молодые инет-пользователи поймут этот термин), сейчас похоже они уже смирились с бесконечными перетираниями о трендинге, лайках и т.д., обычно молчат.

"Это всё пустая трата времени!", от создателей "На что ты тратишь свою жизнь", "Мне некогда этим заниматься, поэтому ваш метод - фигня", "Нужно отменить лайки совсем, тогда будет честно", "Я тоже хочу в тренд, но не умею так быстро кликать, это несправедливо, поэтому тренд нужно отменить", "В тренде одни и те же лица, покупателю скучно", "Люди любят безвкусицу", "Этси продалось", и всё в таком же духе. Всё это - типичные речи очень обиженного пассивника. И суть их в том, что если я не могу или не готов делать что-то, что может себе позволить та самая Манька с ее фигней, и из-за этого у нее продажи, то это нужно срочно отменить. Совсем. Потому что это несправедливо. "У Маньки есть время кликать, на Фейсбуке постить да в Пинтересте писать хештэги, а у меня времени нет. Несправедливо! Все должны быть равны, и нужно отменить богомерзкие лайки и трендинги!"

Это я называю синдромом большевика: пришли, раскулачили, всех уравняли, мир-равенство-братство. Ан-нет. Равенства нет, потому что у каждого из нас не равны возможности и намерения. И очень плохо, когда кто-то в пылу обиды забывает об этом. А также о том, что на сайтах для продажи мы сидим, чтобы продавать, а не только мило трещать и восхищаться мастерством друг дружки.

И если у меня есть время и возможности, а также лишняя пара рук для моего бизнеса, а у кого-то их нет - это вовсе не моя проблема. Также, как у кого-то возможностей и рук еще во много раз больше, чем у меня. Неужели на это стоит обижаться?... 

Агрессия активника

Активники бывают условно двух типов: социальные и асоциальные. Асоциальные - это очень негативный тип, который хуже ноющего и обижающегося пассивника во много раз. Это люди, которые "имели ввиду": появляясь в какой-нибудь игровой ветке, они не следуют правилам или следуют выборочно, используют левые аккаунты, отсердечивают и т.д., все запрещенные правилами действия, и их потом приходится "законопослушным" игрокам отлавливать. Они способны хамить, манипулировать, использовать свой авторитет (если у них достаточно восторженных знакомых), игнорировать, наконец. Асоциальный активник на чужой шее проезжает в самые верха тренда, при этом не одарив взаимным вниманием другие магазины в игре. Старые участники игр помнят "бумажного индуса" и прочих красавцев из этой оперы.

Читается конечно смешно, но, пренебрежение к прописным правилам и времени других участников не есть хорошо. Тем более, когда дело касается вашего заработка. Ведь лайки набираются не для красоты, как под авкой вконтакте, а чтобы покупатель легче мог тебя найти. И если тебе не отдают взамен, то... )

Воровство описания, тегов и контента - тоже всё оттуда, правда всё наказывается, если это реально так. И нарушения в играх тоже наказуемы. Сейчас, со времен прошлой осени и зимы, можно сказать - рай, нарушителей меньше в разы, т.к. народ уже очень обозлился и реагирует быстро.

Таких ярких персонажей, конечно, меньше (и это хорошо!), чем адекватных собратьев-активников. 

Адекватным активникам приходится быть социальными. Они могут быть "невидимками" в чатах, молча читать годами, и проявляться только в соцсетях и игровых ветках, а могут быть завсегдатаями болталок. Но они исполнительны и ответственны, уважают чужое время и стараются соблюдать правила, "быть в системе". Это помогает активнику в продвижении своего магазина. Он чаще мелькает, его активность временно (а затем и насовсем) улучшает его показатели в поиске сайта. Это всё повышает шансы быть замеченным и, конечно, покупки.

Это активники - двигатели социальных движений, это они возмущены багами и некорректным контентом на форуме, они организуют крафт-пати, создают группы, помогают и поддерживают других мастеров, пишут правила для игр, чтобы они не утратили смысл. Социальные активники остро реагируют на несправедливость, не проходят мимо нарушений (не только игровых), и они много времени посвящают своему магазину. Стараются выжать из него максимально всё.

Активники обоих типов открыты новому, они готовы прообовать нечто еще, если думают, что это может помочь их бизнесу. Они читают, собирают информацию, они " в курсе" событий, обновлений, как работает релевантность. 

Как-то на ФБ состоялся диалог, примерно такой: "мне интересно изучать, как устроен и как работает этот сайт, чтобы понять его систему и что мне в ней делать", на что последовал ответ: "а мне это совершенно не интересно, зачем тратить столько сил и времени, и так продастся". Вывод: если тебе не интересно и тебя устраивает твой уровень, то какого ты указываешь мне, что я трачу своё время напрасно? Всё это растет оттуда же - всех уравнять, а если не хочешь как все, то ты дурачок какой-то.

Негативная сторона активника: навязывание. Что бы там ни было, но это активники подстраиваются всегда под нововведения админов и вводят на это моду. Сначала все начали клепать красивенькие трежи, потом собирать лайки и просмотры,и т.д. Вводится мода на определенную фотографию, определенное позиционирование. Если раньше было реально попасть в трендинг с 400 фаворитами, то сейчас не факт что попадешь при 1000. Масштабность растет, но она всё равно достигает некой критической точки, выше которой не прыгнешь - например, как я и предсказывала, порог трендинга за почти год не превысил 1200.

С др. стороны, навязывание может быть и позитивным, т.к. человек сразу делает правильные действия, но - не понимает, зачем. А те, кто попал еще в те века, когда каша только заваривалась, хорошо думают мозгами, что и для чего они делают. 

Обилие информации теперь - это тоже лафа и увеличение конкуренции. Мастеров становится так много, что начинается нехватка покупательской аудитории. То, что годами было тайной, становится явью, но многие этого не ценят. Поэтому так развито нытье среди новичков. Многим из них неизвестно, что такое сидеть месяцами без продаж и не знать, в какую сторону двигаться, т.к. сейчас в среднем уходит 2-3 недели на первую продажу. Возможно, лафа уменьшает способность здраво анализировать происходящее, но я надеюсь, что рано или поздно все начнут задумываться, что и для чего они делают. Иначе выше своей головы не прыгнешь и так навечно и останешься на прежней ступеньке.

Активникам приходится быть агрессивными. Рано или поздно, но бессонные ночи, выматывающее кликанье или треженье, обработка фото, изготовление, большие обороты приносят усталость. Кто-то задает вопросы, ленясь прочитать тему из всего двух страниц или просто невнимателен, кто-то забывает читать правила игры или плюет на них, и т.д., активнику приходится ужесточаться, чтобы не потерять хватку и не растечься амебкой от напряжения.

Распространенные проблемы активников и пассивников

Пассивники так привыкли ждать продаж, что забывают о матчасти. Конечно, не все, но это касается огромнейшего большинства. 

- недоработанные теги
- недоработанное описание
- недостаточно максимально использовано название, слова-синонимы
- зацикленность на одном определенном стиле или модели, не приносящих должного ожидания в $$$

Активники привыкли бесконечно пиариться, и поэтому у них частенько не очень богатый ассортимент, не часты новинки и т.д.

- необходимо расширение ассортимента
- также проверка тегов и названий, чтобы продажи шли и из поиска тоже
- иногда забывают поесть
- нервное напряжение

Все эти проблемы могут кочевать от типажа к типажу, ведь нет чистого вида практически. Проблемы заключаются в том, что одним нюансам уделяется больше времени, чем другим, а из-за этого упускается суть.

 Какой же путь развития выбрать?

Для этого нужно определиться, сколько вы готовы тратить времени на своё рукоделие и что оно для вас: хобби или бизнес?

Если относиться к рукоделию изначально только как к хобби, шансы на то, что оно разоаьется в хороший стабильный доход, невелики. 

Поэтому важнее не то, в каком виде сейчас находится ваше рукоделие, а то, чем вы хотите его видеть. Хочешь сделать бизнесом - делай, хочешь иметь как хобби - пожалуйста, главное правильно распределить время и усилия. В среднем при правильном и активном участии неплохой доход начинается не ранее, чем через год-полтора. Но это не прописная истина, всё очень вариативно.

Если рукоделие - это хобби, то нет смысла надрываться и недосыпать ночами, ломая голову и пальцы об клавиатуру. Серьезно. Если это не основной источник дохода, если деньги в семье зарабатывает кто-то другой или есть параллельно хорошо оплачиваемая, любимая работа, нет смысла делать что-либо бОльше, чем хочет душа. 

Пишу это потому, что хоть мои советы и помогли многим удачно стартовать и принесли продажи, многим это принесло еще и усталость, бессонницу и легкую апатию из-за того, сколько усилий было приложено.

Если рукоделие - это заработок, то тогда только - терпение и труд, и выполнение всех советов по продвижению. И конечно, открытость новому. В том числе и знаниям.

Подумайте, чего вы именно хотите. Независимо от того, какой путь будет выбран, важно ответственно и грамотно описывать свои работы. 

Основная проблема - непонимание пассивниками активников

Ибо занимаются они "суетой и метушней". А теперь для многих будет разрыв шаблона:

- Вы не обязаны собирать лайки, чтобы попасть в трендинг
- Вы не обязаны собирать лайки, в общем-то
- Как и просмотры
- И даже поститься на фейсбуке и пинтересте необязательно
- Не обязаны менять ассортимент в магазине
- Не обязаны жить на этом сайте сутками

Думаю, многим пассивникам этого не хватало. Но ведь это очевидные вещи, просто их нужно было сказать вслух, и желательно, чтобы это сделал кто-то другой. Такой себе голос разума.

Но позволю себе коротенькие сносочки:

-  Лайки и просмотры повышают релевантность
-  Внешний трафик тоже, и добавляет шанс прихода покупателя из другой сети или поисковика
-  Вещи, у которых много просмотров и лайков, с выгодными тегами, хорошо находит Гугл
-  Социальные игры на Этси могут помочь привлечь покупателя и расширяют возможности быть замеченным (в админских рассылках практически нет случайных людей: это либо активные игроки, либо обладатели платной рекламы, которая помогла им быть замеченными)
- Чем шире выбор, тем выше шансы на покупку

Вот и всё. И не надо ссориться, плакать, или злиться, никто не может и не должен заставлять кликать, теперь мы знаем, что игрища необязательны, и можно содержать магазин на Этси, как галерею. Заниматься своими делами. Просто с разным подходом мы получаем различный результат. Мы выбираем то, к чему стремимся. И это правильно.

Замечу, что есть магазины, которые вовсе не занимаются раскруткой, но имеют регулярные частые продажи. Таких магазинов немного, но может быть, кто-то, кто читает эту статью, станет именно таким. Оставшиеся 95% могут не надеяться, что просто так это случится с ними.

Оптимальный вариант - всё же не быть радикалами, а умело сочетать в себе достоинства обоих типажей: иногда кликать, позволять себе делать вещи для души, не лажать с описанием, не загонять себя как лошадь, но и не бить баклуши, надеясь на то, что без труда можно вырастить репку. А расписание, пресловутый тайм-менеджмент пусть каждый нарисует себе сам, руководствуясь своим графиком и намерениями. 

Ты не станешь лучше только потому, что активник, или наоборот - пассивник. Это лишь удобный тебе способ работать, и я считаю, люди не должны быть одинаковыми - наши различия это сила, позволяющая существовать системе в таком виде, в каком она пребывает сейчас. Мастерство не измеряется тем, насколько усердно желание и возможность продавать. А продажи не являются синонимом мастерства.

Надеюсь, кому-то после прочтения этой стать станет легче воспринимать этсианскую реальность. И прошу заметить, что это всё - моё мнение, основанное на наблюдениях, и не значит, что единственно правильное. Такой взгляд.


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...